СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Ставропольский край
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоКонтакты

Депутаты фракции "СРЗП" о государственной национальной политике

28 мая 2023

24 мая на пленарном заседании Государственной Думы в рамках правительственного часа "О ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" с докладом выступил руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов. От Комитета ГД по делам национальностей выступил его председатель Геннадий Семигин. От фракции "СРЗП" вопросы задали Яна Лантратова, Федот Тумусов, Дмитрий Гусев, выступил Геннадий Семигин.

Геннадий Семигин:

- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. Ред.), Игорь Вячеславович, уважаемые коллеги и депутаты!

Мы сегодня рассматриваем этот вопрос в особых условиях. Да, действительно, на прошлой неделе прошел Совет по межнациональным отношениям при Президенте, и позиция Президента и Совета ясна. Мы еще раз убедились в том, что национальной политике в современных условиях уделяется и будет уделяться самое серьезное внимание. Президент и Совет поддержали нашу инициативу об обновлении национальной политики в Российской Федерации.

Владимир Владимирович предложил готовить ежегодный государственный доклад о ходе реализации стратегии государственной национальной политики. Мы поддерживаем это, но считаем уместным, чтобы результаты этого доклада ежегодно представлялись и в Государственной Думе.

Наверное, многим людям теперь стало понятно, почему руководство Администрации Президента ставит вопросы межнациональных отношений на третье место в повестке дня после специальной военной операции и социально-экономического развития в нашей стране.

Наш комитет выстроил тесные и продуктивные рабочие отношения с Федеральным агентством. Данная государственная программа не раз рассматривалась на комитете. Мы давали рекомендации по ее корректировке.

Часть рекомендаций была учтена, часть находится в работе. И в целом я бы дал оценку реализации данной программе, как удовлетворительную.

Стратегия государственной национальной политики реализуется уже в течение 10 лет. Есть очень много хорошего, что было сделано за эти 10 лет. Есть, конечно, проблемные вопросы, недостатки, которые говорят нам о том, что у нас есть резервный потенциал обновления национальной политики.

Одним из важнейших моментов, конечно, была государственная программа, это шаг вперёд. Много положительного сегодня уже было сказано, я отмечу некоторые сложные моменты, на которые мы обращаем своё внимание. Но, прежде всего, если вы внимательно посмотрите, каковы субсидии в регионы из этой государственной программы, то вы увидите, например, на Вологодскую область в течение года – 314 тысяч, на Тюменскую – 613 тысяч. Что можно сделать за эти деньги, я с трудом себе представляю. Понятно, что вопрос наращивания финансирования сегодня является острым и актуальным.

По системе мониторинга в сфере межнациональных отношений. Система создана, ситуационный центр работает. Однако, дорогие друзья, нас сегодня интересует несколько моментов. Прежде всего, целый ряд сфер, которые сегодня надо было мониторить, они не мониторятся, но они влияют на национальную политику.

Второй очень важный момент. Мониторинг, он фиксирует процессы, события, проблемы, конфликты. Нам нужно больше работать над тем, чтобы после этого мониторинга были рекомендации, что нужно сделать, а в идеале, конечно, нужно формировать новую систему упреждения этих процессов. Данной системы, к сожалению, пока у нас нет.

Ну, если говорить о направлениях, которые финансируются данной программой, приведу один пример. На социально-культурную адаптацию по миграционной политике в 2023 году было выделено 16 млн, а в 2024, 2025 гг. всего по три млн в год на решение вот этих всех сложных вопросов.

Более того, я бы хотел обратить внимание на то, что у нас всё-таки есть достаточно серьёзные вопросы и к структуре программы и к цели, которые должны быть направлены на реальный результат. К индикаторам много вопросов, вопросов финансирования и так далее.

Мы у себя в комитете, работая в этих направлениях, немало сделали. По миграционной политике, с точки зрения социально-культурной адаптации, провели круглый стол. Было 18 представителей министерств и ведомств, было реализовано и предложено около 20 серьёзных практических рекомендаций. Встал вопрос, который будет сейчас, наверное, дискуссией в ближайшее время в стране – это создание или, скажем, вновь создание федеральной миграционной службы.

По целому ряду вопросов коренных малочисленных народов у нас идёт серьёзная работа, два непростых закона. И в данном случае наряду с традиционными вопросами доступа к образованию, медицине, хозяйственной деятельности мы на первый план сейчас выдвигаем вопросы рождаемости коренных малочисленных народов.

Важный момент – это развитие языкового и этнокультурного многообразия. И должен сказать, что ту конференцию, ту секцию, которую мы провели в составе 150 ведущих специалистов в этом направлении и выработали 40 крупных, серьёзных, конкретных предложений, определив целый ряд болевых точек: и доступности языка, и учебников, и так далее.

Понимая, что времени, к сожалению, у меня мало, я бы дал несколько рекомендаций.

Федеральному агентству, конечно, совершенствовать государственную программу.

Второй момент. Ускорить работу по Основам государственной национальной политики, по закону о национальных культурных автономиях.

Правительству Российской Федерации – увеличить финансирование не только этой программы, но ещё и двух остальных, которыми мы занимаемся.

И Государственной Думе я хотел бы предложить всё-таки провести парламентские слушания, которых не было много-много лет, "О законодательном обеспечении стратегии государственной национальной политики" с тем, чтобы пригласили и регионы, и комитеты из Законодательных Собраний, и исполнительную власть, и серьёзно проговорили по целому ряду вопросов реализации стратегии.

Спасибо.

Яна Лантратова:

- Уважаемый Игорь Вячеславович!

В СМИ часто мы видим заголовки про межнациональные конфликты, в том числе с участием детей. Проблема острая. Перед нашим правчасом я внимательно изучила программы, которые по этой теме запущены в субъектах. Во многих субъектах мероприятия, которые должны быть направлены на адаптацию иностранных граждан, в действительности носят этнокультурный характер: разные гастрономические фестивали, либо их аудиторией являются российские граждане, которые в адаптации не нуждаются. Это всё замечательно. Но вот программы профилактики экстремизма, других важных вопросов практически нет. Важнее рассказывать про то, как взаимодействовать с органами госвласти, как сохранить легальный статус, как проводить религиозные обряды, не нарушая законодательства Российской Федерации. Вот на это нужно делать упор.

Видит ли ФАДН в этом проблему? Какие меры предпринимаются? Что с этим можно сделать? Может, нам межведомственную группу создать с депутатским корпусом, с МВД?

Игорь Баринов:

- Вы абсолютно правильно заметили, что, к сожалению, уровень региональных программ не соответствует тем вызовам и угрозам, которые существуют в межнациональной, в межрелигиозной сфере. В частности, вот направление по социокультурной адаптации иностранных граждан. Одними и теми же мероприятиями регионы могут отчитываться и за одно, и за второе, и за третье, и за адаптацию мигрантов, и за сохранение этнокультурного многообразия, и за профилактику экстремизма. Но когда смотрим на самом деле сутевую составляющую этих мероприятий, то ни одному, ни первому, ни третьему они не соответствуют.

И сейчас как раз именно этому направлению мы уделяем особое внимание. Мы совместно с Администрацией Президента проводим семинары-совещания по федеральным округам. Кстати, завтра утром я улетаю в Архангельскую область, где мы будем проводить для Северо-Западного федерального округа подобный семинар-совещание, где именно качеству региональных программ и будем уделять особое внимание для того, чтобы они были сбалансированы, имели комплексный подход, и их мероприятия на самом деле имели практический эффект.

Да, но еще добавлю, что мы свои предложения, об этом я говорил в выступлении, внесли в законопроект, который готовят наши коллеги – Министерство внутренних дел, где как раз разработали и понятийный аппарат, и определение, что понимать под адаптацией иностранных граждан, и кто должен в ней участвовать и какие мероприятия. И тогда уже после вступления в силу этого закона появляется механизм более жёсткого контроля регионов за этой сферой, потому что, соответственно, если эти мероприятия не будут соответствовать заявленным целям, то они фактически будут нарушать федеральное законодательство.

Федот Тумусов:

- Уважаемый Игорь Вячеславович, вчера, когда мы с вами встречались во фракции, все острые, актуальные вопросы, которые волнуют наших избирателей, оказывались удивительным образом не вашими вопросами, не полномочиями вашего агентства. Хотелось бы, чтобы ваше агентство выросло в солидный орган исполнительной власти, мимо которого не сможет пройти ни одно министерство и ведомство, потому что вопросы межнациональных отношений объективно будут нарастать, как снежный ком.

Сейчас и в будущем линия размежевания проходит и будет проходить между понятиями "мигранты" и "люди, давно и постоянно проживающие на той или иной территории". Вопрос: как вы смотрите на то, чтобы юридически установить понятие "коренные народы Российской Федерации", при этом, конечно, сохранить понятие "коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока"?

Спасибо.

Игорь Баринов:

- Спасибо за пожелание. На самом деле, конечно, наша деятельность, наша сфера носит абсолютно межведомственный характер, а межведомственное взаимодействие не только у нас, вообще во всём мире в принципе всегда достаточно сложно осуществляется.

Что касается коренных народов, то я вам скажу, что первые наблюдения и этническая принадлежность в нашей стране стали доступны только в 1926 году, до этого года таких исследований не проводилось. И мы считаем, что на сегодняшний момент определение коренных и малочисленных народов исчерпывающее и в корректировке не нуждается. Мы помогаем именно тем народам, которые имеют критически малую численность, менее 50 тыс. человек, ведут традиционный образ жизни, как правило, в очень суровых и труднодоступных условиях.

Дмитрий Гусев:

- Уважаемый Игорь Вячеславович, уважаемые коллеги, вопрос будет про национальную политику на новых территориях. Казалось бы, на новых территориях живут такие же русские люди, как и мы: с общими корнями, с общей историей, с одним языком, с одной культурой. Однако русофобская политика на Украине в последние десятилетия привела к тому, что наши новые граждане негативно относятся ко всему русскому.

В связи с этим вопрос: что делает и что планирует делать ваше ведомство на новых территориях по национальному вопросу? Какая нужна помощь, какая нужна поддержка? Потому что там, как ни странно, это один из самых серьезных и важных вопросов. Спасибо большое.

Игорь Баринов:

- Да, правда, это один из важных и серьезных вопросов, и мы фактически с марта прошлого года уже начали организовывать эту работу. Привлекли к ней наши крупнейшие общественные организации, которые занимаются национальной политикой. И, кстати, депутатский корпус тоже к ней подключился и члены Совета Федерации, которые стали участниками нашего просветительско-гуманитарного проекта, когда мы от лица народов, проживающих в нашей стране, стали собирать гуманитарную помощь, выезжать на территорию новых регионов. Первая поездка была, повторюсь, в феврале-марте прошлого года в город Мариуполь, где шли ещё вовсю бои.

И мы увидели, что эта работа очень востребована и очень важна, потому что, я говорил об этом, люди более 30 лет жили вообще в другом пространстве, и, например, они не знают, что такое праздник 12 июня, 4 ноября. У них нет опыта празднования 23 февраля. И вот когда мы выезжали в этом году на 23 февраля на новые территории, мы просто рассказывали алгоритм, что в этот день праздник у мальчиков, у защитников, девочки их должны поздравлять.

То есть вот такой разрыв за эти 30 лет на самом деле произошел, потому что наши оппоненты очень системно, очень настойчиво фактически сразу же после распада Советского Союза начали работать с детских садиков, со школьных учебников, школьных программ, поддерживая эти организации националистические. И всё это привело как раз к тому, что даже те люди в восточных регионах, которые симпатизируют, которые считают себя русскими, до конца всё-таки еще не интегрировались. И когда мы провели этот оперативный социологический опрос, буквально полтора-два месяца назад мы его сделали в новых территориях, и результаты оказались неутешительными, особенно, повторюсь, по показателю общероссийской гражданской идентичности.

Сейчас разработали отдельную программу по новым территориям, создаем территориальные органы власти, чтобы помочь нашим коллегам по работе там. И хотелось бы, чтобы вы также активно участвовали в наших мероприятиях, во встречах с молодежью, в просветительских мероприятиях для того, чтобы вернуть их в наше общероссийское пространство.

Геннадий Семигин:

Депутаты фракции "СРЗП" о государственной национальной политике

24 мая 2023

PreviousNext

24 мая на пленарном заседании Государственной Думы в рамках правительственного часа "О ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" с докладом выступил руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов. От Комитета ГД по делам национальностей выступил его председатель Геннадий Семигин. От фракции "СРЗП" вопросы задали Яна Лантратова, Федот Тумусов, Дмитрий Гусев, выступил Геннадий Семигин.

Геннадий Семигин:

- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. Ред.), Игорь Вячеславович, уважаемые коллеги и депутаты!

Мы сегодня рассматриваем этот вопрос в особых условиях. Да, действительно, на прошлой неделе прошел Совет по межнациональным отношениям при Президенте, и позиция Президента и Совета ясна. Мы еще раз убедились в том, что национальной политике в современных условиях уделяется и будет уделяться самое серьезное внимание. Президент и Совет поддержали нашу инициативу об обновлении национальной политики в Российской Федерации.

Владимир Владимирович предложил готовить ежегодный государственный доклад о ходе реализации стратегии государственной национальной политики. Мы поддерживаем это, но считаем уместным, чтобы результаты этого доклада ежегодно представлялись и в Государственной Думе.

Наверное, многим людям теперь стало понятно, почему руководство Администрации Президента ставит вопросы межнациональных отношений на третье место в повестке дня после специальной военной операции и социально-экономического развития в нашей стране.

Наш комитет выстроил тесные и продуктивные рабочие отношения с Федеральным агентством. Данная государственная программа не раз рассматривалась на комитете. Мы давали рекомендации по ее корректировке.

Часть рекомендаций была учтена, часть находится в работе. И в целом я бы дал оценку реализации данной программе, как удовлетворительную.

Стратегия государственной национальной политики реализуется уже в течение 10 лет. Есть очень много хорошего, что было сделано за эти 10 лет. Есть, конечно, проблемные вопросы, недостатки, которые говорят нам о том, что у нас есть резервный потенциал обновления национальной политики.

Одним из важнейших моментов, конечно, была государственная программа, это шаг вперёд. Много положительного сегодня уже было сказано, я отмечу некоторые сложные моменты, на которые мы обращаем своё внимание. Но, прежде всего, если вы внимательно посмотрите, каковы субсидии в регионы из этой государственной программы, то вы увидите, например, на Вологодскую область в течение года – 314 тысяч, на Тюменскую – 613 тысяч. Что можно сделать за эти деньги, я с трудом себе представляю. Понятно, что вопрос наращивания финансирования сегодня является острым и актуальным.

По системе мониторинга в сфере межнациональных отношений. Система создана, ситуационный центр работает. Однако, дорогие друзья, нас сегодня интересует несколько моментов. Прежде всего, целый ряд сфер, которые сегодня надо было мониторить, они не мониторятся, но они влияют на национальную политику.

Второй очень важный момент. Мониторинг, он фиксирует процессы, события, проблемы, конфликты. Нам нужно больше работать над тем, чтобы после этого мониторинга были рекомендации, что нужно сделать, а в идеале, конечно, нужно формировать новую систему упреждения этих процессов. Данной системы, к сожалению, пока у нас нет.

Ну, если говорить о направлениях, которые финансируются данной программой, приведу один пример. На социально-культурную адаптацию по миграционной политике в 2023 году было выделено 16 млн, а в 2024, 2025 гг. всего по три млн в год на решение вот этих всех сложных вопросов.

Более того, я бы хотел обратить внимание на то, что у нас всё-таки есть достаточно серьёзные вопросы и к структуре программы и к цели, которые должны быть направлены на реальный результат. К индикаторам много вопросов, вопросов финансирования и так далее.

Мы у себя в комитете, работая в этих направлениях, немало сделали. По миграционной политике, с точки зрения социально-культурной адаптации, провели круглый стол. Было 18 представителей министерств и ведомств, было реализовано и предложено около 20 серьёзных практических рекомендаций. Встал вопрос, который будет сейчас, наверное, дискуссией в ближайшее время в стране – это создание или, скажем, вновь создание федеральной миграционной службы.

По целому ряду вопросов коренных малочисленных народов у нас идёт серьёзная работа, два непростых закона. И в данном случае наряду с традиционными вопросами доступа к образованию, медицине, хозяйственной деятельности мы на первый план сейчас выдвигаем вопросы рождаемости коренных малочисленных народов.

Важный момент – это развитие языкового и этнокультурного многообразия. И должен сказать, что ту конференцию, ту секцию, которую мы провели в составе 150 ведущих специалистов в этом направлении и выработали 40 крупных, серьёзных, конкретных предложений, определив целый ряд болевых точек: и доступности языка, и учебников, и так далее.

Понимая, что времени, к сожалению, у меня мало, я бы дал несколько рекомендаций.

Федеральному агентству, конечно, совершенствовать государственную программу.

Второй момент. Ускорить работу по Основам государственной национальной политики, по закону о национальных культурных автономиях.

Правительству Российской Федерации – увеличить финансирование не только этой программы, но ещё и двух остальных, которыми мы занимаемся.

И Государственной Думе я хотел бы предложить всё-таки провести парламентские слушания, которых не было много-много лет, "О законодательном обеспечении стратегии государственной национальной политики" с тем, чтобы пригласили и регионы, и комитеты из Законодательных Собраний, и исполнительную власть, и серьёзно проговорили по целому ряду вопросов реализации стратегии.

Спасибо.

Яна Лантратова:

- Уважаемый Игорь Вячеславович!

В СМИ часто мы видим заголовки про межнациональные конфликты, в том числе с участием детей. Проблема острая. Перед нашим правчасом я внимательно изучила программы, которые по этой теме запущены в субъектах. Во многих субъектах мероприятия, которые должны быть направлены на адаптацию иностранных граждан, в действительности носят этнокультурный характер: разные гастрономические фестивали, либо их аудиторией являются российские граждане, которые в адаптации не нуждаются. Это всё замечательно. Но вот программы профилактики экстремизма, других важных вопросов практически нет. Важнее рассказывать про то, как взаимодействовать с органами госвласти, как сохранить легальный статус, как проводить религиозные обряды, не нарушая законодательства Российской Федерации. Вот на это нужно делать упор.

Видит ли ФАДН в этом проблему? Какие меры предпринимаются? Что с этим можно сделать? Может, нам межведомственную группу создать с депутатским корпусом, с МВД?

Игорь Баринов:

- Вы абсолютно правильно заметили, что, к сожалению, уровень региональных программ не соответствует тем вызовам и угрозам, которые существуют в межнациональной, в межрелигиозной сфере. В частности, вот направление по социокультурной адаптации иностранных граждан. Одними и теми же мероприятиями регионы могут отчитываться и за одно, и за второе, и за третье, и за адаптацию мигрантов, и за сохранение этнокультурного многообразия, и за профилактику экстремизма. Но когда смотрим на самом деле сутевую составляющую этих мероприятий, то ни одному, ни первому, ни третьему они не соответствуют.

И сейчас как раз именно этому направлению мы уделяем особое внимание. Мы совместно с Администрацией Президента проводим семинары-совещания по федеральным округам. Кстати, завтра утром я улетаю в Архангельскую область, где мы будем проводить для Северо-Западного федерального округа подобный семинар-совещание, где именно качеству региональных программ и будем уделять особое внимание для того, чтобы они были сбалансированы, имели комплексный подход, и их мероприятия на самом деле имели практический эффект.

Да, но еще добавлю, что мы свои предложения, об этом я говорил в выступлении, внесли в законопроект, который готовят наши коллеги – Министерство внутренних дел, где как раз разработали и понятийный аппарат, и определение, что понимать под адаптацией иностранных граждан, и кто должен в ней участвовать и какие мероприятия. И тогда уже после вступления в силу этого закона появляется механизм более жёсткого контроля регионов за этой сферой, потому что, соответственно, если эти мероприятия не будут соответствовать заявленным целям, то они фактически будут нарушать федеральное законодательство.

Федот Тумусов:

- Уважаемый Игорь Вячеславович, вчера, когда мы с вами встречались во фракции, все острые, актуальные вопросы, которые волнуют наших избирателей, оказывались удивительным образом не вашими вопросами, не полномочиями вашего агентства. Хотелось бы, чтобы ваше агентство выросло в солидный орган исполнительной власти, мимо которого не сможет пройти ни одно министерство и ведомство, потому что вопросы межнациональных отношений объективно будут нарастать, как снежный ком.

Сейчас и в будущем линия размежевания проходит и будет проходить между понятиями "мигранты" и "люди, давно и постоянно проживающие на той или иной территории". Вопрос: как вы смотрите на то, чтобы юридически установить понятие "коренные народы Российской Федерации", при этом, конечно, сохранить понятие "коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока"?

Спасибо.

Игорь Баринов:

- Спасибо за пожелание. На самом деле, конечно, наша деятельность, наша сфера носит абсолютно межведомственный характер, а межведомственное взаимодействие не только у нас, вообще во всём мире в принципе всегда достаточно сложно осуществляется.

Что касается коренных народов, то я вам скажу, что первые наблюдения и этническая принадлежность в нашей стране стали доступны только в 1926 году, до этого года таких исследований не проводилось. И мы считаем, что на сегодняшний момент определение коренных и малочисленных народов исчерпывающее и в корректировке не нуждается. Мы помогаем именно тем народам, которые имеют критически малую численность, менее 50 тыс. человек, ведут традиционный образ жизни, как правило, в очень суровых и труднодоступных условиях.

Дмитрий Гусев:

- Уважаемый Игорь Вячеславович, уважаемые коллеги, вопрос будет про национальную политику на новых территориях. Казалось бы, на новых территориях живут такие же русские люди, как и мы: с общими корнями, с общей историей, с одним языком, с одной культурой. Однако русофобская политика на Украине в последние десятилетия привела к тому, что наши новые граждане негативно относятся ко всему русскому.

В связи с этим вопрос: что делает и что планирует делать ваше ведомство на новых территориях по национальному вопросу? Какая нужна помощь, какая нужна поддержка? Потому что там, как ни странно, это один из самых серье%E

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Ставропольском крае

© 2006-2024